user_mobilelogo

Одна моя знакомая, которая находилась на тот момент в поиске работы, поделилась, что ей предложили работу с отличными условиями и зарплатой, но было требование отличного знания Excel. И ей, видимо, придется отказаться, потому что Excel она знает очень поверхностно.

На что я бодрым голосом ответила, что отказываться не стоит, это же просто таблицы, ты за полчаса во всем разберешься, весь интернет завален бесплатными онлайн уроками и вебинарами. Она ответила, что ей сложно, она пробовала, у неё не получилось, а я продолжала настаивать, что это же очень легко, раз и все. Наш разговор продолжался ещё некоторое время в этом же ключе. Я на неё давила, а ей приходилось отбиваться от меня.

И в какой-то момент, я вдруг осозналась. Увидела ситуацию со стороны, увидела свое внутреннее ощущение легкости, увидела свое раздражение на знакомую, увидела, что фактически напала на человека. Сразу извинилась перед ней.

А про себя поняла, что попалась в ловушку мышления, конфликта между «переживающим Я» и «помнящим Я». Мы часто качаемся на качелях восприятия, с одной стороны нам кажется, что у других все получается легко и гладко, а у нас, пока на всех граблях не потанцуем, все шишки не соберем, ничего не получается, а с другой стороны, если что-то уже умеем, тут же начинаем думать: «это же так легко, просто делай как я».

Даниэль Канеман, получивший Нобелевскую премию в 2002 году, в ходе своих экспериментов выделил эти феномены: «переживающее Я» и «помнящее Я» (the experiencing self и the remembering self, соответственно).

«Переживающее я» существует очень недолго – меньше минуты, в остальное время мы имеем дело с «помнящим Я». Когда я много лет назад, работала в офисе и осваивала Excel, трудности, тут же забывались, а в памяти каждый раз оставался финал обучения, то чему я научилась, что уже освоила. Мозг заретушировал процессуальность. Я не за 5 минут тогда научилась, это вообще-то длилось несколько месяцев, подолгу вникала в каждую задачу, приходила на работу на час раньше, чтобы успеть разобраться и чтобы никто не увидел, что я учусь на ходу. Но для мозга, результат подсвечен софитами, а процесс где-то в тени, и требуется осознанное усилие, чтобы вспомнить, как это было на самом деле.

Это одинаково работает как для положительного опыта, так и для отрицательного. Вот почему, нам бывает трудно понять, как так получилось. И вот почему в терапии разбору процесса уделяется такое пристальное внимание.